План работы муниципального Ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей
с расстройствами аутистического спектра и их семей на 2024-2025 учебный год
Цель деятельности Ресурсного центра:
комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и их семей.
Перспективные задачи Ресурсного центра:
1. Реализация плана сетевого взаимодействия Ресурсного центра с образовательными организациями г. Мурманска с целью создания единого образовательного пространства для психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Рабочая встреча «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и их семей в условиях ППМС-Центра. Обсуждение плана сетевого взаимодействия Ресурсного центра с образовательными организациями города Мурманска
Заместители по УВР/методисты/старшие воспитатели ДОУ, реализующие программы для детей с задержкой психического развития.
2. Проведение семинара по итогам рабочей встречи «Оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС и их семьям в рамках межведомственного взаимодействия» Педагоги ДОУ, реализующие программы для детей с задержкой психического развития.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов по оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающих детей с РАС.
4. Обучение малоопытных/молодых специалистов в рамках системы наставничества с целью повышения компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения детей с РАС.
5. Психолого-педагогическая поддержка семей, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей с РАС. Оптимизировать формы взаимодействия с родителями обучающихся, повышать мотивацию родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе, посредством ассистирования во время проведения коррекционно-развивающих сеансов.
6. Внедрение и распространение современных технологий, обобщение и систематизация передового педагогического опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС.
7. Принимать активное участие на конференциях, вебинарах, семинарах с целью изучения вопросов, касающихся подготовки детей с РАС к школьному обучению. Освещать полученную информацию на методических объединениях в ППМС-Центре.
8. Осуществление информационно-просветительской деятельности с целью привлечения внимания общественности к проблемам детей с РАС, формирования к ним толерантного отношения.
9. Проведение мероприятий, приуроченных «2024 - Год семьи», согласно плану.
10. Создание электронного банка методических материалов по итогам прохождения КПК (по мере прохождения курсов)
1. Организационно-аналитическое направление деятельности Ресурсного центра
п/п |
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Форма отчета о проведении мероприятия |
1.1. |
Приведение локальных актов МБУ ДО ППМС-Центра в соответствие с нормативными правовыми документами, регламентирующими деятельность Ресурсного центра |
Август, 2024 г. |
Локальные акты МБУ ДО ППМС-Центра: - приказ об организации деятельности Ресурсного центра; - приказ о комплектовании Ресурсного центра. |
1.2. |
Проведение мониторинга ресурсного обеспечения (кадровые, материально-технические условия) Ресурсного центра. |
Август, 2024 г. по запросу. |
Информационная справка/мониторинги/отчеты по запросу. |
1.3. |
Разработка и утверждение плана деятельности ресурсного центра МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра на 2024-2025 уч. год. |
Август, 2024 г. |
План деятельности ресурсного центра МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра |
1.4. |
Выявление и анализ запросов от образовательных организаций на оказание методической поддержки по вопросам комплексной помощи детям с РАС (в рамках плана взаимодействия) |
В течение года |
Запрос на оказание методической помощи. Информационная справка. Заявление педагога. |
1.5. |
Составление банка данных детей с РАС, обучающихся в ДОО, педагогов, реализующих АОП для детей с РАС. |
В течение года |
Электронный банк данных. |
1.6. |
Организация выездов в ДОО (с целью оказания методической и организационной помощи на местах). |
В течение года по запросу ОО |
Запрос на оказание методической помощи. Информационная справка |
1.7. |
Реализация мероприятий по привлечению внимания общественности к проблемам детей с РАС, организации для них комплексной помощи. Сотрудничество с некоммерческими организациями, волонтерами, родительскими сообществами. |
Апрель, 2025 г. В течение года |
Информационно-просветительская печатная продукция |
1.8. |
Проведение мониторинга эффективности деятельности Ресурсного центра. |
Апрель, 2025 г. |
Информационная справка/ мониторинги/отчеты по запросу. |
1.9. |
Организация внутреннего контроля: - Адаптация обучающихся к условиям Центра; - Качество ведения документации (журналы, ИПС); - Организация и содержание работы «Школы эффективного родителя». |
Октябрь, 2024 г. Декабрь, 2024 г. Май, 2025 г. Февраль, 2025 г. |
Информационная справка |
2. Диагностическое направление деятельности ресурсного центра
п/п |
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Исполнитель |
Форма отчета о проведении мероприятия |
2.1. |
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. |
В соответствии со сроками представления ребенка на ТПМПК г. Мурманска |
Специалисты ТПМПК г. Мурманска |
Протокол ТПМПК г. Мурманска |
2.2 |
Индивидуальная углубленная психолого-педагогическая диагностика ребенка и семьи |
В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) |
Специалисты Ресурсного центра |
Карта обследования психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и семьи. Мониторинг индивидуального развития. |
2.3. |
Промежуточный мониторинг качества освоения комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи |
Через 4 месяца с начала реализации ИПС |
Специалисты Ресурсного центра, специалисты ТПМПК г. Мурманска (по необходимости) |
Карта обследования психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и семьи. |
2.6 |
Итоговая психолого-педагогическая диагностика развития ребенка |
По завершению сроков реализации ИПС |
Специалисты Ресурсного центра, специалисты ТПМПК г. Мурманска (по необходимости) |
Карта обследования психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и семьи. |
2.7 |
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка |
В соответствии со сроками представления ребенка на |
Специалисты ТПМПК г. Мурманска |
Протокол ТПМПК г. Мурманска |
3. Реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС.
Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра и их семей
п/п |
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Исполнитель |
Форма отчета о проведении мероприятия |
3.1. |
Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и семьи. |
В течение 1 месяца с момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) |
Специалисты Ресурсного центра |
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и семьи. |
3.2 |
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по направлениям программы. |
С момента подписания договора между ППМС-Центром и родителями (законными представителями) до момента расторжения договора |
Специалисты Ресурсного центра |
Календарно–тематическое планирование занятий с детьми; журнал учета посещаемости занятий. |
3.3 |
Проведение коррекционно-развивающих занятий (праздничных занятий) в мини-группах, включение ребенка с РАС в группу сверстников. |
По мере формирования навыков коммуникации и социального поведения. |
Специалисты Ресурсного центра |
Календарно –тематическое планирование занятий с детьми; журнал учета посещаемости занятий |
3.4 |
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах создания специальных условий, оптимального развития, обучения и воспитания ребенка. |
В соответствии с планом работы ресурсного центра на 2023-2024 учебный год |
Специалисты Ресурсного центра |
Календарно–тематическое планирование «Школы эффективного родителя» |
4. Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с РАС
п/п |
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Исполнитель |
Форма отчета о проведении мероприятия |
4.1. |
Индивидуальное консультирование родителей |
В процессе всего периода сопровождения семьи |
Специалисты Ресурсного центра |
Журнал учета деятельности ресурсного центра по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС и их семей |
4.2 |
Деятельность «Школы эффективного родителя» |
1 раз в месяц в процессе всего периода сопровождения семьи. |
Специалисты Ресурсного центра |
Календарно-тематическое планирование «Школы эффективного родителя»; Печатно-информационные материалы. |
4.3 |
Изготовление и распространение информационно-просветительских печатных материалов: буклеты, социальные плакаты. |
В течение года |
Специалисты Ресурсного центра |
Информационно-просветительские печатные материалы. |
4.4 |
Обновление информации на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра. |
еженедельно |
Руководитель Ресурсного центра. |
Информация на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра. |
5. Методическое направление деятельности Ресурсного центра
п/п |
Перечень мероприятий |
Срок (период) выполнения |
Форма отчета о проведении мероприятия |
5.1 |
Подготовка и размещение информации о деятельности Ресурсного центра на сайте МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра |
В течение года |
Сайт МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра |
5.2 |
Анализ реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистичекого спектра и их семей |
В течение года |
Анализ реализации программы. Внесение изменений по необходимости |
5.3 |
Реализация плана сетевого взаимодействия Ресурсного центра с образовательными организациями г. Мурманска |
В течение года, согласно плану |
Программы мероприятий, листы регистрации участников мероприятий |
5.4 |
Участие специалистов Ресурсного центра на МО, семинарах, научно-практических конференциях, вебинарах различных уровней. |
В течение года |
План МО. Подтверждающие документы. |
5.5 |
Обучение малоопытных/молодых специалистов в рамках системы наставничества с целью повышения компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения детей с РАС |
В течение года |
Формирование групп, наставнических пар. Составление персонифицированных программ. |
5.6 |
Заседания ППк |
В соответствии с графиком (плановые), внеплановые |
Протоколы, коллегиальные заключения ППк. |