Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Центр размещён в трех зданиях. Помещение, расположенное на проспекте Кольском, дом 109, общей площадью 112,4 кв. м, находится в оперативном управлении Центра. В данном помещении работает Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) города Мурманска (структурное подразделение Центра). ТПМПК располагает необходимым количеством оборудованных специализированных кабинетов: кабинеты индивидуального и коллегиального диагностического обследования детей, кабинет секретаря ТПМПК, где ведётся приём документов и находится архив комиссии, консультативно-методический кабинет, конференц-зал.
Зона ожидания для родителей и детей оборудована удобной мягкой мебелью, детской стенкой с играми и игрушками. Уголок для родителей оборудован информационными стендами, плазменной панелью, что даёт возможность проводить видео-консультации, показывать тематические передачи.
ПМПК располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение обследования детей различных возрастов и категорий: специальными дидактическими средствами, необходимыми для обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра и другими нарушениями; комплектами диагностических методик для детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста. Все методики сертифицированы и рекомендованы к применению.
Помещение по адресу: ул. Буркова, дом 19А, занимает площадь 117,3 м2, находится на 1 этаже многоквартирного дома, вход отдельный.
В помещении имеются оснащенные кабинеты: обследования ТПМПК, педагога-психолога, методиста, секретаря. Для посетителей оборудована комфортная зона ожидания (мягкая мебель, телевизор, вешалка для одежды, информационный стенд).
Помещение, расположенное на улице Баумана, дом 1, закреплено за Центром на праве безвозмездного пользования (договор ссуды), имеет 2 этажа общей площадью 779,1 кв. м. В здании размещено 11 учебных кабинетов, в которых осуществляется образовательная деятельность: дефектологический, психологический, 3 логопедических кабинета, кабинет русского языка и логопедических занятий для детей школьного возраста, кабинет психологической реабилитации, кабинет БОС, кабинет Монтессори-педагогики, кабинет Службы раннего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Все кабинеты оснащены специальным оборудованием, учебными пособиями, дидактическими материалами группового и индивидуального пользования. Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.
В работе с детьми специалистами Центра используются здоровьесберегающие технологии. Одна из них - обучение диафрагмальному дыханию, осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В Центре оборудован кабинет БОС, оснащенный компьютерным комплексом с программным обеспечением «Комфорт» и «Волна», в котором проходят занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи, предупреждение последствий стрессовых реакций, оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей, а также дополнен релаксационным оборудованием. Материально-техническая база Центра постоянно обновляется необходимой мебелью, игровыми и дидактическими материалами, соответствующими возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, специфике их образовательных потребностей.
В кабинете Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обновлена предметно-развивающая среда: оформлены зоны игровой деятельности, сенсорно-познавательного и двигательного развития.
Для учебных кабинетов Центра в течение года приобретены современные дидактические пособия, игровой и демонстрационный материал, способствующий развитию у детей речи, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики, обогащению знаний об окружающей действительности. В одном из учебных кабинетов установлен антивандальный сенсорный монитор, который позволяет использовать различные развивающие программы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в условиях групповых занятий.
В Центре оборудованы помещения для оказания психологической консультативной помощи семье, ведения тренингов по различным программам.
Для оказания психологической помощи детям, снятия психоэмоционального напряжения, коррекции детско-родительских отношений в Центре оборудованы зоны для психореабилитационной работы с применением арт-терапевтических методов.
Кабинеты педагогов-психологов оснащены профессиональным стандартизированным инструментарием Института практический психологии «Иматон» и НПФ «Амалтея»: методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал", методика рисуночных метафор «Жизненный путь», тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), методика трансово-медитативной саморегуляции «Встреча с целителем», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98», проективные метафорические карты, блок психологических тестов «Личностные отклонения подросткового возраста», диагностические пакеты по профориентации и определению детско-родительских отношений.
Организация образовательной деятельности в Центре не предусматривает доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также к электронным образовательным ресурсам, в том числе: собственным электронным образовательным и информационным ресурсам, сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам.
Для реализации образовательных программ Центра создана развивающая предметно-пространственная среда, предусматривающая использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
• аппарат проекционный цветодинамический "Магма-АПЦ-100";
• проектор "звездное небо";
• сенсорный уголок "зеркальный обман";
• зеркальный шар с источником света;
• фиброоптический ковер;
• фиброоптический душ;
• интерактивный сухой бассейн;
• интерактивная звуковая панель;
• телевизор LG LED белый 71 см;
• лампа солевая большая;
• лампа солевая;
• магнитола LG маленькая;
• стойка микрофонная;
• акустическая система;
• стойка под акустическую систему;
• антивандальный монитор.
Разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры (приказ МБУ г. Мурманска ППМС – Центра от 07.07.2015). Назначен сотрудник, ответственный за работу (сопровождение) с инвалидами и другими маломобильными группами населения (приказ № 82 от 02.05.2017 «О назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов в ППМС-Центре»). Утверждена инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (приказ № 82 от 02.05.2017). Имеются адаптированные элементы объекта: рельсовый пандус, кнопка вызова персонала, навесной козырек, зрительные ориентиры для детей с нарушением зрения.
Для обеспечения безопасности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центре:
• осуществляется ежедневная охрана частным охранным предприятием «РУСЬ» (лицензия № 21 выдана УМВД России по Мурманской области 19.09.2013 г.);
• установлены кнопки тревожной сигнализации АСПИ «Ахтуба», централизованное наблюдение осуществляется ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Мурманской области»;
• установлены автоматические противопожарные сигнализации с подключением на пульт пункта связи пожарной части №16 ОГПС №8;
• имеется голосовое оповещение о пожаре;
• эвакуационные пути, эвакуационные и аварийные выходы соответствуют правилам пожарной безопасности;
• электроустановки зданий соответствуют требованиям пожарной безопасности;
• все помещения Центра обеспечены огнетушителями в полном объеме;
• систематически проводятся учебные тренировки по эвакуации обучающихся по сигналу «Пожар»;
• организовано постоянное дежурство администрации и педагогов;
• персонал Центра обучен действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи;
• все оборудование, используемое в учебном процессе, сертифицировано и проходит регулярное испытание;
• все кабинеты учреждения оснащены медицинскими аптечками;
• в кабинетах имеются комплекты инструкций по охране труда и пожарной безопасности.
Паспорт безопасности учреждения согласован с отделом по ГО и защите населения от ЧС администрации города Мурманска. В коррекционно-развивающем отделе ведётся комплексная работа по охране и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей:
• осуществление ежемесячных инструктажей по охране и безопасности жизнедеятельности в целях предупреждения детского травматизма;
• проведение тематических занятий в целях предупреждения распространения заболеваемости, профилактики гриппа и ОРВИ в период эпидемического подъема для обучающихся Центра и их родителей;
• проведение тематических занятий, информационных часов, выставок творческих работ обучающихся, распространение буклетов и памяток в рамках месячников по профилактике детского травматизма, Всемирного дня туберкулеза, Европейской недели иммунизации.
Условия осуществления образовательного процесса:
Обучение в Центре ведется на русском языке. Режим работы Центра – пятидневная рабочая неделя. Режим занятий – двухсменный.
Обучение в ППМС-Центре проходит в режиме работы коррекционно-развивающих групп для детей дошкольного и школьного возраста.
Занятия в Центре проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Групповые и подгрупповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-30 минут в дошкольных группах в зависимости от возраста ребенка, 40 минут в группах для детей школьного возраста.
Между занятиями организуется динамическая пауза или свободная игровая деятельность детей продолжительностью не менее 10 минут.
В группах компенсирующей направленности, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции речевого развития, преодолению индивидуальны речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала, а также по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического слуха.
С детьми, имеющими задержку психического развития, учителем-дефектологом и учителем-логопедом 1-2 раза в неделю (по показаниям) продолжительностью 15-20 минут, в зависимости от возраста детей, проводятся индивидуальные занятия по коррекции психических процессов и речевого развития.
В группе «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком и в группе для детей младшего школьного возраста по профилактике нарушений чтения и письма 1-2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30-35 минут. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем рекомендуются детям по результатам углубленной индивидуальной диагностики.
Расписание занятий с обучающимися дошкольного возраста составляется с учетом требований к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, с обучающимися школьного возраста с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Питание в Центре не предусмотрено.
Доступная среда
Организация специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБУ ДО г. Мурманска ППМС-Центра
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности |
|
Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения занятий, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья |
Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в ППМС-Центре имеются 11 учебных кабинетов: дефектологический, 3 логопедических кабинета, кабинет русского языка и логопедических занятий для детей школьного возраста, кабинет психологической реабилитации, кабинет БОС, кабинет Монтессори-педагогики, сенсорная комната, кабинет Службы раннего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все кабинеты оснащены специальным оборудованием, учебными пособиями, дидактическими материалами группового и индивидуального пользования. Традиционные материалы и материалы нового поколения подобраны сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск. Вработе с детьми специалистами Центра используются здоровьесберегающие технологии. Одна из них - обучение диафрагмальному дыханию, осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В Центре оборудован кабинет БОС, оснащенный компьютерным комплексом с программным обеспечением «Комфорт» и «Волна», в котором проходят занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений голоса и речи, предупреждение последствий стрессовых реакций, оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей, а также дополнен релаксационным оборудованием.Материально-техническая база Центра постоянно обновляется необходимой мебелью, игровыми и дидактическими материалами, соответствующими возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, специфике их образовательных потребностей. В кабинете Службы раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья обновлена предметно-развивающая среда: оформлены зоны игровой деятельности, сенсорно-познавательного и двигательного развития. Для учебных кабинетов Центра в течение года приобретены современные дидактические пособия, игровой и демонстрационный материал, способствующий развитию у детей речи, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики, обогащению знаний об окружающей действительности. В одном из учебных кабинетов установлен антивандальный сенсорный монитор, который позволяет использовать различные развивающие программы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в условиях групповых занятий. В Центре оборудованы помещения для оказания психологической консультативной помощи семье, ведения тренингов по различным программам. Для оказания психологической помощи детям, снятия психоэмоционального напряжения, коррекции детско-родительских отношений в Центре оборудованы зоны для психореабилитационной работы с применением арт-терапевтических методов. Кабинеты педагогов-психологов оснащены профессиональным стандартизированным инструментарием Института практический психологии «Иматон» и НПФ «Амалтея»: методика экспресс-диагностики суицидального риска "Сигнал", методика рисуночных метафор «Жизненный путь», тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), методика трансово-медитативной саморегуляции «Встреча с целителем», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98», проективные метафорические карты, блок психологических тестов «Личностные отклонения подросткового возраста», диагностические пакеты по профориентации и определению детско-родительских отношений. Для повышения компетентности специалистов Центра организована подписка на периодические издания: «Школьный психолог», «Справочник педагога-психолога. Школа», «Справочник педагога-психолога. Детский сад», «Дошкольная педагогика», «Логопед» |
Обеспечение доступа в здание ОО детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры (приказ МБУ г. Мурманска ППМС – Центра от 07.07.2015). Назначен сотрудник, ответственный за работу (сопровождение) с инвалидами и другими маломобильными группами населения (приказ № 122 от 27.08.2020 «О назначении ответственного за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов в ППМС-Центре»). Утверждена инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов (приказ № 122 от 27.08.2020). Имеются адаптированные элементы объекта: рельсовый пандус, кнопка вызова персонала, навесной козырек, зрительные ориентиры для детей с нарушением зрения. |
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Для обеспечения безопасности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО г.Мурманска ППМС-Центре:
Паспорт безопасности учреждения согласован с отделом по ГО и защите населения от ЧС администрации города Мурманска. В коррекционно-развивающем отделе ведётся комплексная работа по охране и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей:
Условия осуществления образовательного процесса: Обучение в Центре ведется на русском языке. Режим работы Центра – пятидневная рабочая неделя. Режим занятий – двухсменный. Обучение в ППМС-Центре проходит в режиме работы коррекционно-развивающих групп для детей дошкольного и школьного возраста. Занятия в Центре проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Групповые и подгрупповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 15-30 минут в дошкольных группах в зависимости от возраста ребенка, 40 минут в группах для детей школьного возраста. Между занятиями организуется динамическая пауза или свободная игровая деятельность детей продолжительностью не менее 10 минут. В группах компенсирующей направленности, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции речевого развития, преодолению индивидуальны речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала, а также по коррекциизвукопроизношения и развитию фонематического слуха. С детьми, имеющими задержку психического развития, учителем-дефектологом и учителем-логопедом 1-2 раза в неделю (по показаниям) продолжительностью 15-20 минут, в зависимости от возраста детей, проводятся индивидуальные занятия по коррекции психических процессов и речевого развития. В группе «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком и в группе для детей младшего школьного возраста по профилактике нарушений чтения и письма 1-2 раза в неделю проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30-35 минут. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем рекомендуются детям по результатам углубленной индивидуальной диагностики. Расписание занятий с обучающимися дошкольного возраста составляется с учетом требований к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, с обучающимися школьного возраста с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
С целью организации образовательной и игровой деятельности для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья ППМС-Центр оснащен техническими средствами обучения:
|